Во вторник после личного знакомства с новым президентом России Дмитрием Медведевым и консультаций с действующим президентом Владимиром Путиным госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны США Роберт Гейтс перешли к обсуждению вопросов практического взаимодействия Вашингтона и Москвы в области безопасности.
В доме приемов МИД прошла российско-американская встреча в формате «2+2». Кондолиза Райс и Роберт Гейтс вместе со своими российскими коллегами Сергеем Лавровым и Анатолием Сердюковым несколько часов согласовывали документ, направленный, как выражаются дипломаты, «на определение новых стратегических рамок отношений России и США». Пока, похоже, за этими «рамками» по-прежнему стоят общие слова, а между странами остались существующие противоречия.
— Принципиальные позиции сторон не изменились, хотя мы сегодня услышали ряд мер и надеемся, что мы получим их в письменном виде, — сообщил после встречи министр обороны Анатолий Сердюков. — Естественно, наши эксперты их обсудят. Хотя могу сказать, на мой взгляд, есть над чем поработать. Пытаться наши позиции каким-то образом состыковать.
Позиции сторон известны. Американцы боятся ракетной угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи. Москва опасается развертывания третьего позиционного района американской национальной противоракетной обороны в Восточной Европе и Турции, неисполнения странами НАТО Договора об обычных вооружениях в Европе и неясности с контролем за ядерными вооружениями после прекращения в 2009 году Договора СНВ-1. Еще накануне встречи эксперты скептически оценивали возможные итоги переговоров. Россия и США находятся в состоянии «подвешенности». Наш президент только вступает в свои права. Американский еще не избран. Готовить какие-либо документы в этой связи нецелесообразно. Тем более что нет и желания идти на компромиссы.
Как ни парадоксально, но на фоне внешнего охлаждения отношений у Москвы и Вашингтона сохраняется стратегическое понимание вопросов, напрямую влияющих на общую безопасность. Мы не согласны с ПРО в Европе, но готовы вместе с американцами и дальше бороться с международным терроризмом. Хотим хотя бы косвенно, со стороны, следить за тем, что они все-таки строят.
— Мы согласились, что нужно составить некий документ совместной стратегической рамочной системы, в котором мы можем отразить те элементы, по которым президенты России и США договорились и который будет включать все элементы сотрудничества между нами, — говорит Кондолиза Райс.
Скорее всего, как отмечают эксперты, каких-либо конкретных решений в силу политической ситуации в обеих странах принято не будет. Впрочем, это не главное. Важно, что между странами все еще сохраняется диалог. Есть желание открыто обсуждать стоящие проблемы и собственное видение их решений. Это означает, что компромисс в какой-то момент все-таки будет найден.
— В отношении будущего договора, касающегося стратегических наступательных вооружений, зафиксировано согласие в том, что он должен быть юридически обязывающим, хотя предстоит конечно же еще немалая работа по оформлению такого документа с конкретным содержанием, — высказался по этому поводу министр иностранных дел Сергей Лавров.
— Не стоит волноваться, — считает директор Центра международной безопасности Института международной экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов. — Неужели все поглупели настолько, что не найдут решения проблемы. Мы всегда договаривались. Сделаем это и сейчас. Надо просто подождать.
Сегодня в России все еще много людей, которые видят в США источник опасности и «это говорит о неэффективности российско-американских отношений, выстроенных с 90-х годов на основе полупартнерства-полуконфронтации». Вывод напрашивается простой: нужно начинать по-другому выстраивать эти отношения.