Корреспондент «Первого канала» Ильяс Шурпаев погиб в Москве. Соболезнования его близким в числе многих выразил и директор ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилов. Он был расстрелян в тот же день. За последние два года в Дагестане это одно из самых громких убийств.
Следователи не сомневаются: оба журналиста погибли из-за своей профессиональной деятельности. «Мы уверены, заказчики обоих преступлений сделали это, чтобы дестабилизировать обстановку в Дагестане и напугать наш народ», — говорили в воскресенье коллеги и родственники Абашилова. Но это не единственная ниточка, которая может связывать трагедии.
Ильяс Шурпаев был убит в ночь на 21 марта у себя дома. За час до трагедии он позвонил консьержке и попросил пропустить к нему двух мужчин, предположительно кавказцев. Звонок в пожарную часть поступил около двух часов ночи.
— Через семь минут пожарный расчет был на месте, — рассказывают «Известиям» в МЧС Москвы. — Дым валил из квартиры на 17-м этаже. Никто не открыл, и дверь пришлось взломать. Огонь затушили за минуту. В квартире обнаружили труп молодого мужчины. Его руки были в крови, на шее удавка от брючного ремня.
Эксперты установили: это не самоубийство. Квартиру подожгли, чтобы скрыть следы преступления. Хозяина опознали по журналистскому удостоверению. Расследование убийства поручили Следственному комитету при Генпрокуратуре по Северо-Восточному округу Москвы.
— Отрабатываются все версии, кроме ограбления, — рассказывает «Известиям» источник, близкий к следствию. — Из дома журналиста ничего не исчезло. Не исключено и убийство на бытовой почве, но скорее всего оно связано с его профессиональной деятельностью. За несколько часов до убийства он оставил в «Живом журнале» запись, которая очень заинтересовала следователей.
«Ну дожили! Теперь я Дисидент! — пишет Шурпаев. Мы сохранили пунктуацию и орфографию оригинала. — Я тут писал уже, что в одной дагестанской газете идет борьба журналистов с учредителями… Учредители дали список людей которых нельзя… печатать, упоминать и даже общаться в стенах редакции. И вот я, там в первых рядах!»
Убитый в тот же день Гаджи Абашилов входил в тот же список молодой дагестанской газеты «Настоящее время».
— Представители этой газеты договорились брать у Гаджи интервью, — говорит «Известиям» замгендиректора ГТРК «Дагестан» Халил Магомедов. — Делайте выводы. Этот человек имел политический вес в республике, вносил свой вклад в стабилизацию обстановки в Дагестане. Я уверен, что есть люди, которым выгодно, чтобы у нас сохранялась напряженность.
Гаджи Абашилов остановился у супермаркета «Ташкент», когда неизвестные обстреляли его машину, не выходя из 99-й модели «Жигулей». В воскресенье днем у его дома собралось много народу. Приезжали и представители правительства республики.
— Брат был близок к руководству республики. Я думаю, это знак президенту Дагестана: кто-то хочет показать, что у нас неспокойно, — говорит двоюродный брат Абашилова Гаджимурад Раджабов. — Вряд ли эти два убийства планировались одними и теми же людьми. Просто, узнав о гибели Шурпаева, заказчики могли поторопить киллеров, чтобы запутать следствие.