Мрачные переходы под платформами на Курском. Не менее мрачные грузчики — на Ленинградском. Бесплатная тележка для багажа — только в аэропорту или за границей. Запыхавшиеся пассажиры, схватив чемоданы, бегут наперегонки в метро.
Внизу в метро — пробка. Кольцевая линия, еще в 50-е годы соединившая столичные вокзалы, не справляется уже последние 20 лет. Но только сейчас заговорили о реконструкции всего Московского железнодорожного узла. К этому подключат и железнодорожные, и метростроевские проектные институты. «Бросили все силы для создания нормальных человеческих пересадочных узлов», — говорит главный архитектор компании «Метрогипротранс» Николай Шумаков.
«Метрогипротранс» проектирует пересадочный узел в московском районе небоскребов. Туда будут приходить скоростные поезда из аэропортов Шереметьево и Внуково. К вокзалу планируют подвести новую автостраду с уникальным вантовым мостом через Москву-реку. Его наклонный пилон со смотровой площадкой сделают высотой в 160 метров.
Площадь трех вокзалов через некоторое время будут называть площадью четырех – там, в районе старинной станции Каланчевская, планируют построить современный пассажирский терминал (он свяжет все московские аэропорты). Плюс отсюда будут стартовать в Санкт-Петербург и Нижний Новгород сверхскоростные поезда, напоминающие японский «Синкансэн». Их скорость будет превышать 300 километров в час.
Еще один вокзал появится на месте завода «Серп и Молот». Это почти центр, но, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, территория вокруг площади Ильича сейчас запущена и заброшена. «Две станции метро, станция железной дороги и совершенные задворки, — перечисляет главный московский архитектор. — Есть предложения перекрыть железную дорогу и сделать там пересадочный узел».
С нового вокзала будут отправляться поезда на юг к черноморским курортам. Причем, его строительством не ограничатся. Реконструируют все южное направление. Время пути до Сочи сократят в полтора раза. Пока же поезда простаивают часами на украинском погранконтроле. «РЖД поставил себе задачу построить новые линии. Одна — 150 километров, другая – 40, — рассказывает доктор экономических наук Федор Пехтерев. — Это позволит обойти территорию Украины, чтобы россияне через 15 часов приезжали на курорты».
Как только вопрос со строительством дополнительных вокзалов будет решен окончательно, все силы придется бросить на решение проблем автомобильных пробок вокруг этих вокзалов.
Новые «ворота» города, как называют вокзалы, обещают построить к 2020 году. Правда, как уверяют эксперты, через 10 лет количество пассажиров увеличится в два раза. Московским железнодорожным узлом в течение года будут пользоваться полтора миллиарда человек. Отсюда — и опасность, что пока будут строить новые «ворота», старые таким пассажиропотоком просто снесет.