Владимира Барсукова, известного еще и под фамилией Кумарин, представляют по-разному: один из самых авторитетных предпринимателей 90-х, «ночной губернатор» северной столицы, владелец топливно-транспортной империи, державший под контролем еще несколько секторов бизнеса на северо-западе страны, постоянный спонсор политиков и целых партий.
Он был арестован в конце минувшего лета. 22 августа в Петербург высадился десант из столицы — 40 работников оперативно-следственной бригады и бойцы спецназа «Зубр».
Барсукова забрали на даче под Питером прямо в тапочках. Под прикрытием вертолетов его везли для обыска на квартиру в центре города. По дороге тогда случился любопытный инцидент. Колонну с Барсуковым задержали сотрудники ГИБДД. Устроили московским силовикам проверку документов — якобы им показалось подозрительным такое количество вооруженных людей. Это сыграло в пользу Владимира Сергеевича. Инцидент расценили как попытку выиграть время, чтобы в доме Барсукова прошла «генеральная уборка» и следователи увидели лишь дорогие картины.
После серии обысков он был этапирован в Москву в СИЗО. Дело в отношении «крестного отца» из-под контроля питерских правоохранителей забрал Следственный комитет при Генеральной прокуратуре.
Масштаб операции объяснялся и личностью Барсукова, и серьезностью предъявленных обвинений. Ему вменялись покушение на убийство владельца Петербургского нефтеналивного терминала Сергея Васильева и рейдерские захваты полутора десятков коммерческих структур. Кроме того, ему было предъявлено обвинение в организации преступного сообщества (статья 210 Уголовного кодекса). Оно считалось ключевым.
В конце прошлого года эпизоды обвинения, связанные с захватами предприятий и организацией преступного сообщества, следствие передало в городской суд Петербурга. Но дело вернули в прокуратуру для пересоставления обвинительного заключения. Суд счел бездоказательным обвинение в организиции преступного сообщества.
Адвокат Барсукова Сергей Афанасьев отказался сообщить подробности дела, сославшись на тайну следствия, но заявил:
— Ни одна из статей не была подтверждена доказательствами.
Вероятнее всего, по этой статье привлечь Барсукова проблематично из-за срока давности — лихие события происходили в начале 90-х годов. С тех пор прошло почти 20 лет.
По информации «Известий», теперь суду предстоит рассмотреть два эпизода, которые следствие квалифицирует по статьям «мошенничество» и «легализация имущества, приобретенного незаконным путем». Это как раз то сочетание, которое называют рейдерством. Речь идет о захватах ресторана «Петербургский уголок» (формально — ООО «Пушкинская») и «Смольнинского» универсама. Эти объекты интересовали Владимира Сергеевича, скорее всего, не как бизнес. Оба здания находятся на самой дорогой улице Питера — Невском проспекте.
Как полагает следствие, Барсуков разработал план мероприятий по захвату ресторана и универсама, определил бюджет и привлек исполнителей во главе со старым знакомым и земляком Вячеславом Дроковым.
Для захвата «Петербургского уголка» была, по версии следствия, подделана доверенность от имени директора ресторана. С этой бумагой и с помощью сотрудников налоговой инспекции были внесены изменения в регистрационные документы ООО. И ресторан стоимостью порядка 82 млн рублей перешел к «новому владельцу» — человеку Барсукова.
За этим должна была последовать легализация: цепочка перепродаж подставным людям и фирмам, в результате которых предприятие окажется в руках «добросовестного покупателя». Тогда вернуть его законному владельцу станет невозможно. По такой же схеме происходил и захват универсама стоимостью порядка 62 млн рублей.
Сам Владимир Барсуков дожидается суда в спецприемнике 99/1 следственного изолятора «Матросская Тишина». Состояние его здоровья, по словам адвоката Сергея Афанасьева, плохое. Барсуков — инвалид I группы: у него ампутирована рука, удалена почка, кроме того, есть проблемы с сердцем.
— Даже элементарного диетического питания, которое необходимо человеку в его состоянии, мы не могли добиться полгода, — говорит адвокат. — Ему давали 2 миски каши и 2 яйца в неделю, и только сейчас нам разрешили передавать в месяц 4 килограмма вареного мяса.
В ситуации Барсукова четырех кило мяса в месяц действительно мало: передачи принято делить на всех сокамерников, а их у питерского сидельца трое. Из-за пристального внимания следователей и прессы Барсуков не получает никаких «неформальных» поблажек.
Пока Барсуков знакомится с первым уголовным делом, другая следственная группа изучает материалы, связанные с покушением на Сергея Васильева, где Барсукову следствием отведена роль заказчика. На днях в Петербург были доставлены исполнители покушения — жители Рязани братья Михалевы. Правоохранителям они попались по чистой случайности. Во время перестрелки один из них потерял на месте стрельбы сотовый телефон. По информации «Известий», имя заказчика братья не называют.
Уголовные дела готовятся и на членов бизнес-сообщества Барсукова. Его сторонники уверяют, что уровень обвинений, предъявленных лидеру этой группы, возможно, будет не таким, как изначально предполагали следователи. Однако в Cледственном комитете, не раскрывая деталей дела, дают понять, что занимаются авторитетным представителем Петербурга серьезно. И им еще будет что предъявить суду.
Хотя Аль Капоне тоже посадали за неуплату налогов. Но все понимали, за что он мотает свой срок.